Главная 
>
 Статьи 
>
 Статьи

Часть II. Тетради до революции. Производитель – оптовик – магазин: «под фирмою покупателя» и с любой из 25 линовок.

В первой части по истории дореволюционных тетрадей нам не на все вопросы удалось найти исчерпывающие ответы. А многое осталось без ответа и вовсе. Но мы хотя бы подняли на поверхность информацию по истории отрасли и конкретной товарной группы - тетрадей, которую никто и никогда ране не систематизировал и не исследовал. Что само по себе уже хорошо. Если вопросы не ставить, то и ответы никогда не появятся. Но прошёл год, появились новые источники и возникла необходимость написать продолжение.

В предыдущем материале не было никакой информации по оборудованию, на котором линовали тетради. Теперь у нас есть хотя бы вот эта рекламная вырезка 1883 г. Издание, к сожалению, неизвестно. Она представлена в рубрике Отраслевого музея Реклама в журналах и газетах До революции лучшей в Империи считалась «Рижская», или на крайний случай, «Финляндская» бумага. Вот и здесь «линовальные», что означает «линованные», тетради продаёт «Левенштейнская Рижская мастерская тетрадей», которая «тут же учит линовать на линовальной машине собственной конструкции». Левенштейн – город в Германии. За почти полтора века мало что изменилось – и сегодня лучшее тетрадное оборудование также производится в Германии. Рекламное объявление отсылает нас в Санкт-Петербург, но не стоит искать по адресу Гороховая ул., 39 месторасположение этой мастерской. Во-первых, нумерация домов могла смениться, а во-вторых, это мог быть, всего лишь, адрес конторы, но не помещения, где стояли сами машины.

Правила оптовой торговли с позапрошлого века не претерпели значительных изменений – за 100 шт. цена ниже на 16%, чем за одну, а за 1000 шт. – ниже ещё на 9%. Думаю, что и дальше можно было торговаться. И ещё, если в рекламе делался акцент на то, что тетради именно «линовальные», то можно предположить, что до того выпускали в основном без линовки. Можно даже пока условно назначить 1883 год – датой рождения современной тетради в её нынешнем (линованном) виде.

Ранее я предположил, что пустые «болванки», то есть, сами тетради без наклеенных на них рамок печатали где-то централизованно. Затем их закупали местные типографии, под заказ печатавшие и наклеивавшие рамки на эти «болванки» для различных писчебумажных магазинов, таким образом их персонализируя. Теперь у нас появилось подтверждение этой версии. Недавно Отраслевой канцелярский музей приобрёл Прейс-Курант 1914 г., судя по номенклатуре, одного из самых значимых (если не самого значимого)игроков на оптовом рынке канцтоваров Москвы того времени, а возможно, и вей Империи - Торгового Дома «Преемники Я.С. Соловьёва» на 246-ти страницах. Этот Прейс-Курант был заботливо переплетён в твёрдую обложку вместе с Прейс-Курантами писчебумажных фабрик Говарда (Троицко-кондровские фабрики) и Князя Паскевича (будущий Добрушский «Герой труда»). Вместе они – настоящий кладезь информации и его ещё предстоит изучить. Перед Вами выдержки из Прейс-Куранта фабрики Князя Паскевича:
Этот текст свидетельствует о том, что крупные писчебумажные фабрики, действительно, производили тетради под заказ в обоих вариантах (терминологию использую из оригинала):

1) с «гладкой» обложкой, т.е. пустые «болванки» для последующей персонализации сторонними типо-литографиями с помощью наклеивания брендированной рамки для подписи.

2) с «печатной» обложкой, т.е. с печатью по обложке типографским (возможно, что были варианты и с литографским) способом.

В данном случае оба варианта «без фирмы», т.е. не предусматривают персонализацию. Предполагаю, что такую роль брали на себя посредники-оптовики, но об этом дальше. Но «без фирмы» в ряде случаев могло означать и упоминание на обложке фабрики-производителя. Подробно об этом я писал в первой части. Что точно означает термин «синекалевая бумага» сказать наверняка пока не могу, но, в любом случае, это бумага, крашенная в массе, как и «финляндская». Возможно, кто-либо из читателей подскажет.

Как видно из текста, крупные писчебумажные фабрики, то есть, основные производители тетрадей, скорее всего, изготавливали тетради только под заказ и минимально определённым тиражом, даже и «без фирмы», то есть, не персонализированные, предназначенные к свободной продаже для всех. Мечта любого современного российского производителя тетрадей… Но это лишь предположение! Вероятно, поэтому в фабричном Прейс-Куранте на тетради не указана цена, хотя на все виды бумаги цены указаны:
Впрочем, Прейс-Курант Паскевича датирован 1 ноября 1916 г., Первая Мировая была в разгаре, так что отсутствие цены может, конечно, иметь и другое объяснение – цены на писчую бумагу с 1914 г. по осень 1916 выросли почти в 4 раза (в конце статьи выложено документальное свидетельство на эту тему). Хотя на бумагу-то цены в Прейскуранте есть! Словом, точного ответа пока дать не могу. Примечательно, что за различную линовку брались разные цены, в том числе, и за красные поля. То есть тем дороже, чем больше их использовалось при печати, за увеличенный расход чернил. Вероятно, цена чернил в то время была высока и в пропорции к бумаге составляла значительную часть, хотя и бумага тогда стоила также крайне дорого…
Судя по этому тексту, ассортимент «фабричных» линовок (линевок), то есть, тех, которые производили массово, был невелик, все дополнительные линовки являлись спецзаказом и цены на них обсуждались отдельно, что называется, «за прайсом» или, пользуясь терминологией того времени, «за прейс-курантом». К слову, оба термина: «линовка» и «линевка», были тогда в ходу и употребимы в торговом и производственном документообороте.
У оптовиков же на складе, в отличие от производителя (кстати, в этом смысле преемственность сегодня налицо), всегда были в наличии самые ходовые линовки, а «по заказу» на другие линовки они предлагали значительно более «мягкие» условия по тиражам: 120 – 160 шт. «одного рисунка и сорта». Вверху - выдержка из Прейс-Куранта Торгового Дома «Преемники Я.А. Соловьёва» и стандартная рамка для подписи к их тетрадям, если, конечно же, клиент не изъявлял желание получить тетради «с фирмой покупателя». «Преемники» работали в основном с «Говардовской» бумагой. Достоверно неизвестно, но вполне вероятно, что у Говарда они и линовали, и шили свои тетради. Примечательно, что в Прейс-Куранте самого Говарда тетради как вид продукции не значатся. Любопытно, что эти «Преемники» продавали «флатом», то есть, в листах, на сторону «тетрадную бумагу» (т. е. уже отлинованную для производства тетрадей), произведённую Говардом по их «специальному заказу».
Крупные писчебумажные фабрики также производили для свободной продажи линованную писчую бумагу, но не называли её «тетрадной». Продавали ли её листами в магазинах или её закупали более мелкие производства, однозначно утверждать пока не возьмусь. Но и оптовики продавали «линованную на фабрике писчую бумагу». Текстовая выдержка по этому поводу будет чуть дальше. Чем в данном случае «тетрадная» бумага отличается от «линованной», пока не понимаю. Вот как о такой бумаге пишет тот же Говард (что такое «гризы» - даже не спрашивайте, не знаю):
У Князя Паскевича такая номенклатура имелась также. Линованные двойного писчего формата, писчие линованные и для тетрадей. Если с двойным форматом всё боле менее понятно то, чем в данном случае отличалась «линованная» от «для тетрадей» пока определить не удалось. Возможно, тем, что лист бумаги «для тетрадей» на производстве складывали до нужного тетрадного формата? (все три примера - ниже).

Ещё один не менее любопытный факт – и в те времена, как и сегодня, клиенты получали товар от производителя, минуя склад оптовика и удешевляя таким образом свою логистику. Имея, разумеется, договорные отношения только с оптовиком. Это то, что мы теперь называем «транзитом». Вот как об этом пишут те же «Преемники» в разделе «писчая бумага»:
И почти то же самое в разделе «тетрадная бумага»:

Благодаря Прейс-Куранту «Преемников» нам также удалось получить образцы теперь уже, предполагаю, что всех линовок (или линевок – у Преемников Соловьёва используются оба термина) того времени. Нам уже не нужно гадать по названию линовки, как она могла выглядеть. На рисунках прекрасно всё видно, практически, как и в советском ГОСТе. Жаль только, что расстояния между станами не указаны, но это уже детали. Более того, все линовки здесь поделены на «общеупотребительные» (стр. 17) и все остальные (стр. 18):

Теперь о листаже дореволюционных тетрадок. Ответ, на вопрос: что такое тетрадь в 3 листа или в 4, оказался очень простым. Имеется в виду количество листов писчей бумаги, сложенных вчетверо. То есть, тетрадь «в 3 листа» означает – в 3 листа писчего формата или в 12 – листов тетрадного формата. «В 4 листа» - это, соответственно, 16 листов; «в 5 листов» - 20 и т.д. Были даже 14-листные тетради – «в 3,5 листа». Вот ещё из «Преемников»:

Здесь даже прямо об этом (в 1/4 писчего формата) написано:
Теперь давайте разберёмся, что такое писчий формат. Тогда постепенно можно будет перейти и к плотности. Все форматы во всех трёх Прейс-Курантах указаны в русских дюймах или вершках. Основной формат на писчую у Паскевича: 14 х 17,5 дюймов.
Его же «линованная» (см. фото выше) – двойного писчего формата 17,5 х28 дюймов, т.е в пересчете с «двойного» на стандартный – те же 14 х 17,5 У Говарда так же («глезерованная» - значит, пропущенная между двумя чугунными «глезерами», почти каландрированная, то есть, гладкая.):
Правда, двойная «Говардовская» по одной стороне на полдюйма длиннее. Но, во-первых, это несущественно, а во-вторых, у всех дореволюционных тетрадей, размер, как мы уже знаем, немного «гулял». Скорее всего, здесь влияли два фактора: различное оборудование по отливке бумаги на разных фабриках, а значит, немного различающийся стандарт писчей бумаги и резка, также влиявшая на окончательный размер тетради. Но, в любом случае, все форматы писчей бумаги были близки к 14 х 17,5 русских дюйма, а размеры самих тетрадей «гуляли» вокруг 17,5 х 22 см. в метрических единицах. А вот вариант (у «Преемников», где бумага, скорее всего, от Говарда) в «вершках»:
1 вершок = 1,75 дюйма. Следовательно, в переводе на дюймы формат 8,25 х10,25 вершков будет равен 14,43 х 17,93 дюймов. Не менее интересные данные по размеру и сортам бумаги приведены в брошюре «Писчебумажное производство в общедоступном изложении», автор инженер-технолог П. Юрьев, С-Петербург, 1903 г., стр.47. Данная брошюра – также экспонат нашего Отраслевого канцелярского музея, и на его сайте выложены полностью сканы всех её страниц.
В брошюре приведены цифры 8х10 вершков, что идентично 14х17,5 дюймов и утверждается, что все писчие сорта имели такой размер. Но, как мы видим выше, это не совсем так. Можно, конечно, предположить, что отличия по размеру имели отношение только к тетрадной бумаге, да ещё с водяными знаками, но вот писчая из Прейс-Куранта «Преемников»:
Значит, либо, это некие усреднённые данные, когда тремя процентами можно было пренебречь, либо к 14-му году стандарты стали разнообразнее. Но, в любом случае, эти отличия в 3% не существенны для идентификации дореволюционных форматов писчей бумаги. Теперь далее. Примерное соотношение к метрическим единицам такое: 1 русский дюйм = 25,4 мм. Значит, наши 14 х 17,5 русских дюйма равны 35,56 х 44,45 см. Теперь складываем вчетверо и получаем 22,23 х 17,79 см. Почти наша классическая тетрадь в 22 х 17,5 см. Но не забывайте про обрезку!

Возможно, именно так в русском языке и появилось слово «тетрадь»?

Ведь лист писчего формата складывали вчетверо, да и измеряли в листах писчего формата (в 3, 4, 5 и далее), а называли такое изделие – тетрадь, и сразу было понятно, что листов здесь в 4 раза больше. Ну, а то, что с греческого… так с какого же ещё в XIX веке? Вариантов было не много: латынь, греческий и французский. Ну, выбрали греческий и ладно.

С размерами разобрались окончательно. Теперь о плотности. Сегодня плотность измеряется в граммах на квадратный метр, а до революции - в русских фунтах на стопу. Именно на стопу бумаги. В русской стопе было 480 листов или 20 дестей. Одна десть = 24 листам. В стопе «заграничной» бумаги было, как и теперь, 500 листов. Возможно, в некоторых специальных бумагах также могло быть 500 листов, если основываться на данных, приводимых инженером-технологом П. Юрьевым. Удивительно, но до революции производители и оптовики применительно к изделиям из бумаги не оперировали понятием «плотность». Говоря о плотности бумаги, её называли 12-ти фунтовой, 14-ти фунтовой и т.д. Так как, размер листов у всех фабрик был приблизительно одинаковым, колеблясь незначительно, то ведя речь, например, о 12-ти фунтовой бумаге, всем было понятно, о какой плотности идёт речь. Кроме того, уровень технологии того времени не позволял добиться полного совпадения толщины, а значит, плотности бумаги на разных краях листа. Поэтому, вероятно, всё-таки, имелась ввиду приблизительная средняя плотность.

Если перевести русские фунты в граммы, а стопу в кв. метры, то на примере писчей бумаги фабрик Говарда можно составить таблицу перевода плотности бумаги в русских фунтах в граммы на кв. метр. Допускаю, что этот перевод приблизителен, также ещё раз хочу оговориться, что размеры писчей бумаги несколько колебались от фабрики к фабрике, но в целом данная переводная таблица даёт представление о плотности дореволюционной бумаги. Самыми популярными в 1903 г., как пишет П. Юрьев, были бумаги: 9-ти, 10-ти, 11-ти и 12-ти фунтовая, что в переводе на метрическую систему мер означает: 49, 54, 59 и 65 гр/кв.м. Для тетрадей, судя по моей коллекции, использовали в основном 12-ти фунтовую, реже 11-ти фунтовую, но почти треть тетрадей выпускалось из 13-ти, 14-ти, и даже 16-ти фунтовой бумаги.

Ниже - оборот тетради 20-х годов «Центросоюза» (будущая московская 13-я типография) с «соотношением между русскими и метрическими мерами» и вкладка со справочным материалом 96-ти листной тетради «Неманской фабрики», г. Гродно, 1901 г. выпуска с русскими мерами бумаги, длины, веса и т.д. Из личной коллекции.

В подтверждение того, что бумага № 6 (12-ти фунтовая) являлась одной из самых востребованных в Российской Империи, привожу здесь ещё один уникальный экспонат из фондов Отраслевого канцелярского музея, удивительным образом дошедший до нас в качестве вклейки в Прейс-Курант всё тех же «Преемников». Это - справка Торгового Дома по движению цен на писчую 12-ти фунтовую бумагу № 6 с 1914 по 1918 г.г. Практически помесячно. Ни по какой другой бумаге справок в Прейс-Куранте больше нет, только по №6. Любопытно, что основной скачок цен на бумагу произошел в начале Первой мировой войны, а Октябрьская революция на ценах практически не отразилась – хозяйственная жизнь обывателей текла своим чередом.
Здесь я не буду подробно разбирать номенклатуру всех писчих бумаг в дореволюционный период. Любой желающий без труда сможет проделать эту работу за меня на основе Прейс-Курантов Говарда, Князя Паскевича и «Преемников», выложенных в Отраслевом музее. Просьба только одна - поделиться своим трудом здесь, хотя бы из благодарности за первоисточник. Хочу отметить, насколько широким был ассортимент бумажно-беловой продукции у оптовиков в дореволюционной России (взгляните на первые 50 страниц всё того же Прейс-Курнта «Преемников».) Полностью его можно посмотреть в разделе «Прейс-Куранты и каталоги», кроме того, в тексте ссылки на все Прейс-Куранты активны и выделены синим цветом. Но это уже должна быть тема для отдельной статьи, как и сопоставление различных видов линовки с дореволюционными пособиями по чистописанию, также выложенными в Отраслевом Канцелярском музее в разделе Книги и пособия по чистописанию

Текст: Игорь Зайцев