Что перед нами, если не маркетинг в чистом виде? Но маркетинг, ориентированный в первую очередь на русского покупателя. Когда-то на рубеже XIX-XX веков многие западные компании, так же как и сегодня, боролись за долю продаж своей продукции в России. Наиболее в этом преуспели немцы – самая промышленно развитая европейская страна того времени. Более того, боролись родные братья, при этом - владельцы конкурирующих компаний. И речь здесь о карандашах.
Фаберы. Краткая справка.
Когда-то средний из трёх братьев – Иоган (Iohann Faber), работал инженером у старшего - Лотара, в отцовской фирме "А.В. Фабер" (A. W. Faber). Впрочем, как и младший – Эберхард. Позднее оба построили собственные фабрики. Но наиболее «ожесточенная» конкуренция завязалась между Иоганом (именно так его имя писали в Российской империи) и Лотаром (А.В. Фабер). Непримиримая борьба между ними велась именно за русский рынок. Лотар даже пытался запретить использование фамилии Faber на выпускаемой Иоганном продукции, но безуспешно. Карандаши Иогана были самыми известными в Российской Империи. Самыми продаваемыми. А. W. Faber по продажам явно отставал. В России хорошо продавались именно «молоточки» (ТЗ) Иогана, олицетворявшие качественный карандаш. В период НЭПа популярностью «молоточков» Иогана среди покупателей воспользовалась карандашная фабрика Южхимтрест (будущая Славянская) и отчасти – американская концессия А. Гаммера (после национализации – фабрика им. Сакко и Ванцетти).
Эберхард же выбрал для своего производства и сбыта рынок заокеанский – Соединенные штаты Америки. Это уже значительно позже внучка Лотара выйдет замуж за графа Фон Кастеля и семья её потомков поглотит фабрики и торговые марки непослушных братьев, но оставит жить только имя Эберхарда. Имя же Иогана в сороковых годах канет в историю, его просто сотрут ластиком…
Что главное в конкуренции? Доверие потребителя. Российский покупатель хоть и был всегда падок на всё заграничное, но и патриотизм в нашем народе неискореним. А уж если соединить…
На фото ниже рядом лежат четыре карандаша с русскоязычными надписями, произведённые Фаберами, но разными Фаберами – Иоганом и компанией А.В Фабер. Все они из нашего музея, и «вживую» Вы их сможете увидеть в Переславле. Посмотрите на них внимательно. По всей вероятности, карандаши с надписью "Русский графит" вышли как альтернатива карандашам "Сибирский графит Алибера", выпускавшимся компанией А.W. Faber. Здесь об этом подробнее. Причем, графит Иоган мог получать как с Мариинского прииска под Иркутском, так и с Мариупольского месторождения. В зависимости от того, когда выпущен карандаш. К концу ХIХ в. права у А.В Фабера на Сибирское месторождение закончились (хотя географический термин и имя Алибера компания продолжала использова), а Мариупольское было открыто незадолго до Первой мировой войны.
|