Главная 
>
 История фабрик

Канцелярская история «Треугольника»

          Наверное, каждому жителю Северной столицы с детства знаком этот памятник промышленной архитектуры Санкт-Петербурга – здание фабрики «Красный треугольник» на набережной Обводного канала. В советское время она выпускала галоши, резиновые игрушки и прочий ширпотреб, в дореволюционный период – шины, резиновые ремни для промышленности, резиновые рукава и т.д. Если Вы спросите у жителя Петербурга – какое отношение имел их знаменитый «Красный треугольник» к канцтоварам, вряд ли он Вам ответит что-либо вразумительное, а скорее, удивится Вашему вопросу. Жители остальной России и вовсе не поймут о каком «Треугольнике» речь.

           Между тем, до революции к производству и торговле канцелярскими принадлежностями это предприятие имело само непосредственное отношение. Более того, ТМ «Треугольник» являлась одной из самых раскрученных и узнаваемых торговых марок на «писчебумажном» рынке (так до революции именовали канцелярские магазины) Российской Империи наравне с «Iohann Faber». К слову, ТМ «A.W. Faber», принадлежавшая брату Иоганна – Лотару  (будущая Faber-Castell) занимала тогда значительно более скромные позиции. И кто знает, если бы не революция, то возможно, наш «Треугольник» гремел бы на весь мир, а его ластиками пользовались не только русские дети, но и европейские и американские школьники. Но история, как известно, не имеет сослагательного наклонения.

           На фото ниже - непочтовые марки с рекламой дореволюционного ассортимента фабрики, прочно, ассоциирующегося в сознании современников с ТМ «Треугольник». Среди них нет канцтоваров. О канцелярском направлении в ассортименте «Треугольника» речь пойдёт дальше. А пока - историческая справка.

                       История «Треугольника» началась почти 150 лет назад, в 1860 году. Именно тогда американский коммерсант Фердинанд Краузкопф, Краузкопф, найдя компаньонов среди российских купцов, основал в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала завод по производству резиновых изделий. На первой в России резиновой фабрике дело сразу пошло полным ходом. Конкуренции с «Треугольником» не выдержала даже английская компания «Mackintosh», построившая свой завод рядом, и продавшая его после восьми лет работы соседу.
«Товарищество Российско-Американской Резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) - под таким названием начало работать предприятие, обозначившее старт бурного развития резинотехнической промышленности России. Технологический процесс был перенесен из Америки. Все производственное оборудование было привезено из-за границы и являлось на тот момент самым современным и производительным. "Заграничными" были и первые кадры. Мастера из Германии, клейщицы галош из Англии, которые должны были обучать российских рабочих. Кстати, вплоть до революции на любую, самую незначительную руководящую должность назначались лица только немецкого происхождения.

Реклама в журнале Искусство Птг. Ориентировочно: 1914-1917

              С 1908 года "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры" (ТРАРМ) закрепило за собой название "Треугольник", соответствующее торговому знаку. В одной из бумаг, направленных в Министерство финансов, так объяснялся выбор торгового знака: "В знаке фирмы треугольник - главное, бросающееся в глаза неграмотному покупателю". Простота знака, которую и требует хорошая реклама. Воспитанные на правилах торговли развитых стран Запада, предприниматели отлично понимали, что буквы покупатель мог и не заметить, а треугольник запоминался сразу. Компания "ТРАРМ" получала за свою продукцию множество премий и золотых медалей и была удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". В 1900 году "Треугольник" выплачивал своим пайщикам по 40% дивидендов. Это было нечто неслыханное. Например, Путиловские акции давали тогда 7-8% дохода.

                В разгар Первой мировой войны галошный монополист "Треугольник" сильно приподнялся на военных заказах, так как оказался по существу единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. В 1918 году советское правительство национализировало "Треугольник", и предприятие стало называться "Государственный завод резиновой промышленности №1 Треугольник". В то время послереволюционный Петербург был в тисках голода и хозяйственной разрухи, и из-за нехватки топлива и тепла жизнь на "Треугольнике", как и на других предприятиях города, замерла. И тогда рабочие по собственной инициативе стали работать на керосине, так и не получив 18 млн рублей для оказания помоши безработным завода, которые они просили у советской власти.

Своим вниманием наш «Треугольник» не обошёл и Маяковский, впрочем, как и «Мосполиграф» и др. производителей канцтоваров времён НЭПа: 

«Каждой — кукла из резины
(а подавишь —
      пискает).
Дали кукле имя Зины,
кукле
          пузо тискают.
— Получай еще новинку,
кто у вас тут школьник.
Для стирания
   
            резинку
марки «Треугольник»
( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 5. Стихо

Значит, Треугольник выпускал резину для стирания и при Советской власти.

                 Название "Красный треугольник", столь известное по сей день, было присвоено заводу в честь пятой годовщины Октября в 1922 году. В это же время на заводе была создана центральная лаборатория для ведения научно-технической работы. Ее ведущие специалисты были отправлены в командировку в Европу и США для освоения заграничного опыта. В 1927 году на галошном производстве были проведены первые опыты с конвейером с движущимся посередине транспортером. Во время Великой Отечественной войны заводы "КТ", которые выпускали военную оборонную продукцию, были эвакуированы из Ленинграда - завод РТИ и шинный завод. Но и на оставшемся оборудовании в Ленинграде выпускали изделия, необходимые фронту. Зимой 1941 -1942 годов все заводы "КТ", кроме завода РТИ, были законсервированы и прекратили выпуск продукции. Не было электроэнерги и итоплива. К концу 1942 года производство частично возобновилось, однако в конце войны, когда начались восстановительные работы, "КТ" представлял собой картину весьма тяжелую. Только за один 1943 год на территории его заводов разорвались 1500 крупных снарядов и 30 авиабомб. Были разрушены 22 корпуса, а все остальные частично повреждены.

                  В 80-е годы резиновая обувь, которая не так давно раскупалась нарасхват, стала оседать в магазинах и на складах вследствие того, что недостаточно изучалась конъюнктура спроса на резиновую обувь. Галоши вышли из моды и нужны были разве что народам азиатских советских республик. Спрос мог возрасти, если выпускать обувь модных фасонов, сделанную из современных ярких и красивых материалов. А их предприятие почти не получало. Появились проблемы на заводе резинотехнических изделий, который на тот момент выпускал продукцию нескольких тысяч названий. Выходом из сложной ситуации было сокращение ассортимента для облегчения подготовки производства. «Треугольник» сдал свои передовые позиции, а рыночные преобразования 90-х привели и без того слабое предприятие к неминуемому банкротству.

90-е года ХХ в. Внутренняя территория.
90-е годы ХХ в. Внутренняя территория.

                    Но история легендарного «Треугольника» на этом не закончилась. Гигантские размеры заброшенной фабрики, узкие проходы, тупики, закоулки привлекли к себе своей загадочностью «сталкеров» и просто заинтригованных мистикой места любопытствующих. Вскоре здесь стали устраивать репетиционные точки музыканты, снимать клипы. Увлекающаяся фотографией молодежь потянулась за кадрами индустриального пейзажа. Открылся клуб «Арт-Вокзал», где выступают артисты самых разных жанров: от кукольного театра до культовых музыкальных групп. Атмосферу «Красного треугольника» оценили музыканты «АукцЫона», «Пикника», «Tequilajazzz» и «Сплина». А в 2009 году началось активное освоение площадей фабрики для создания Центра искусств «Треугольник». Сегодня здесь располагаются мастерскиевт отсюда: художников, гончаров, скульпторов, залы для занятий телесными практиками, танцевальные классы, семейное кафе, звукозаписывающая и фото студии. Залы носят имена великих мастеров прошлого: «Зал Да Винчи», «Эшер-кафе», «Башня Гауди».

Всё описанное выше – из интернета, вот отсюда и отсюда
«Товарищ». Календарь для учащихся на 1916-1917 уч. год.
Дневник (Ежедневник) на 1918 год с приложением

               А теперь я поделюсь теми материалами, которые открывают перед нами другую, скрытую до сих пор страницу истории «Треугольника», которую Вы не найдёте в многочисленных публикациях об этой фабрике. Речь о канцелярской стороне жизни предприятия. О том, что «Треугольник» в советский период производил канцтовары, ничего не известно, за исключением нескольких строк Маяковского, приведённых выше.  Но его дореволюционная история оказалась богата информацией на эту тему. Единственное, что не известно – с какого года отсчитывает свою историю канцелярское направление «Треугольника»

              Сначала мне встретилась реклама ластиков «Треугольника». В начале ХХ века её размещали в различных печатных изданиях. Например, в календарях для учащихся и «дневниках» (ежедневниках) Отто Кирхнера (см. на фото выше). «Серый заяц» - это по-видимому, такая модель ластика (резины для стирания или, как тогда ещё говорили – для вытирания) «Радоль» - ластик для чернил.

              До революции «Треугольник», как и все остальные производители всего на свете, выпускал и рекламные марки с рекламой своей резины для стирания. Фотографии таких марок попадались мне в интернете и раньше, но недавно удалось приобрести эту марку для музея. Пару слов о том, что это такое. Рекламная марка популярный перед первой и второй мировой, способ донести до конечного потребителя информацию о продукте. Рекламировали товары, рекламировали выставки, некоторые продуктовые производители рекламировали себя через образы знаменитых людей и событий в прошлом и настоящем (Эйнем). В Советском Союзе тема, понятное дело, угасла - вышло всего два набора посвященных рекламе здорового образа жизни, и все. В Европе, по сравнению с Российской Империей, рекламные марки были намного популярней (в силу большой конкуренции). Практически все известные производители товаров выпускали тогда свои рекламные марки. Перед Вами – одна из таких рекламных (непочтовых) марок с изображением всё того же «Серого зайца».

            Затем я нашёл фотографии других ластиков и картонного бокса, в котором они поступали в продажу. Сами ластики пока, к сожалению, приобрести не удалось.

Позже в интернете были найдены и другие фотографии:

               Но совсем недавно удалось приобрести прейскурант «канцелярских, школьных и т.п. принадлежностей» «товарищества Российско-Американской Резиновой Мануфактуры под фирмою «Треугольник»» 1913 г. Именно канцелярских принадлежностей, а не только ластиков! Вот наименования некоторых товаров из прейскуранта:

- резина для стирания карандаша в четырёхугольных кусках с слегка скруглёнными (или зубчатыми) краями, шлифованная. Сорт (а не модель, как оказалось): «Заяц» (и вовсе не серый), «Палитра», «Орёл», «Треугольник» (куда же без фирменного знака!), «Олень»;

- резина для стирания карандаша и чернил «Union» в кусках; - резина для стирания чернил в четырёхугольных или фасонистых (дизайнерских, возможно?) кусках «American Rabber» и уже знакомая нам по ежедневнику Отто Кирхнера «Radol»;

- резина для стирания «темносерая», клячка, в круглых тонких шайбах, заключённая между металлическими шайбочками, с кисточкой для пишущих машин;

- Портфели и сумки для книг с твёрдыми стенками и со складками, портфели для нот, школьные ранцы, «сак-вояжи»;

- Ручки для резины из роговой резины (совершенно непонятный предмет);

-Линейки из роговой резины, чернильницы, предохранители от чернил для пальцев ( напальчники?), подсвечники (совершенно необходимый тогда предмет для учёбы) Не очень понятно, какое отношение к канцтоварам имели трости, мундштуки для папирос и шайбы пневматические, но они также присутствуют в этом прейскурате.

             Причём, отделения и склады у Треугольника были не только практически во всех крупных городах Российской Империи, но и в европейских столицах! То есть, российский бренд - в Европе! Эх, если бы не революция... Перечислю все города, указанные на обложке прейскуранта: Москва, Рига, Одесса, Екатеринбург, Ростов н/Д, Иркутск, Харьков, Тифлис, Ташкент, Киев, Казань, Саратов, Вильна, Владивосток, Пермь, Томск, Варшава, Воронеж, Самара, Симферополь, Баку, Ярославль, Орёл, Витебск, Батум, Лодзь, Коканд, Владимир, Гельсингфорс, Бухарест, Париж, Стокгольм, Уфа, Константинополь, Кишинёв, Омск, Благовещенск. И во всех этих городах продавались канцтовары под ТМ «Треугольник».

            Приведу здесь ещё два фото. Ниже - бланк либо конверт, иллюстрирующий деловую переписку между тифлисским отделением и головной организацией в Санкт-Петербурге и фрагмент упаковки продукции фабрики.

Недавно в наш музей попала стеклянная бутыль с маркировкой "ТРАРМ Треугольник. Сначала было предположение, что это пузырёк из-под чернил. Но для чернил слишком широкое горлышко (диаметр - 2,5 см.) при диаметре дна бутыли - 3,6 см. Но вероятнее всего, что внутри когда-то был гуталин. "Треугольник" выпускал всё, что хоть как-то было связано с процессом производства резины. 

Ну а оригинальный ластик, под ТМ "Треугольник" появился в Отраслевом музее только в 2022 г. (фото ниже). Налпись "Петроград" говорит о том, что произведён он был в период с 1917 по 1918 г.г. Натуральный каучук. Во вполне рабочем состоянии. Стирает довольно шорошо и по прошествии столетия, в том числе и графит, болеее старший по возрасту (также фото ниже).

Грандиозная и почти забытая история… Но нам-то её забывать никак нельзя, мы просто обязаны её сберечь и сохранить! Пока это всё, что мне известно о канцелярском направлении «Треугольника», но как только будут появляться новые экспонаты в нашем музее, я обязательно буду дополнять эту статью. Выскажу лишь одно предположение - треугольный логотип ленинградской фабрики Светоч первой половины ХХ в. (бывшая фабрика Отто Кирхнера) промышленные дизайнеры в 20-годах «увели» у нашего «Треугольника», но перевернули его. Уж очень он был популярен в народных массах. Подробнее об этой фабрике - в статье ФАБРИКА БЕЛОВЫХ ТОВАРОВ «СВЕТОЧ»

Текст: Игорь Зайцев.