Сейчас об этом предмете написали бы так: ластик в карандаше для рисования в графической технике.
О том, что он присутствует в ассортименте специализированных магазинов, не знают не только многие профессионалы рынка канцелярских и художественных товаров, но и сами художники. Нисколько не сомневаюсь, что и 1900-х годах ситуация в этом отношении была похожей.
Какое бы ему дали описание в дореволюционных Прейс-Курантах?
Наши предшественники слова ластик не знали и не употребляли. А поэтому для удивлённой (не менее, чем наши с вами современники) публики описание давали примерно такое: Русская резина в кедровом дереве. N°127
«Четырёхугольная, длиной 7 и 3/4 дюйма, не полированн., двухсторонняя "для карандаша и для чернил", клеймо острое.». Страница из Прейс-Куранта В. Ф. Карнац 1911 г.: |
Не очень понятно, в каких единицах указана цена: за дюжину, за 1/2 или за 1/4 гросса (гросс = 144 шт.), но в любом случае наша «резина в дереве» №127 - самая дешевая в ассортиментной линейке «Первой Российской Паровой Карандашной Фабрики В.Ф. Карнац в Москве». А самая дорогая стоила всего на 17% дороже, но зато была с золотым клеймом и в "темно-красно-полированном" корпусе.
7 и 3/4 русских дюйма это чуть больше 19 см. "Четырёхугольная" означает четырёхгранный (квадратный) корпус с фасками. Это примерно 1х1 см. Клеили из двух дощечек. Размер стержня (то есть, резины) - примерно 0,6х0,6 см. Насколько таким квадратным корпусом удобно было работать - не знаю, не пробовал. Но производили его и западные бренды. В нашем музее есть резина для стирания немецких фабрик примерно того же периода «А.В. Фабер» и «Иоган Фабер». А уважающие себя канц. магазины обязательно держали такую резину у себя в ассортименте. Наиболее вероятно, что предназначалась она, всё-таки, для контор, а не для художников (как сейчас). Но со временем производители научились делать резину в дереве небольшого диаметра и этот инструмент стал востребован для графических работ. Вот такая трансформация по потребительскому признаку… |