Главная 
>
 Каталог экспонатов 
>
 Тетради 1920-х

Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"


Каталожный номер:#Коллекция И.М. Зайцева №105
Группа:Тетради 1920-х
Коллекция:Коллекция И.М. Зайцева
Производитель:Гомель. Полеспечать.
Год:1920-е
Страна производитель:СССР
 
Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"
Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"
Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"Тетрадь "По особому заказу Калужского Кооперуча"


20-е годы были самым удивительным временем за всю почти 150-летнюю историю существования и развития искусства оформления тетрадей как отдельного направления промдизайна. В период НЭПа смешивались стили, ломалось привычное мировоззрение, а свобода творческого самовыражения приближалась чуть ли не к своему апогею после дореволюционной сдержанности и самоограничений. Ограничения при НЭПе были только внешними и идеологическими. Во всём остальном больше свободы не было никогда вплоть до 90-х. Более того, таких шедевров, как в 20-е, не создавали даже до революции. Ну, разве что, за исключением Сытина.

Эта тетрадь произведена не позднее 1927 г. скорее всего бывшей фабрикой Паскевича, которая теперь называлась «Герой труда» и входила в объединение «Полеспечать». Но произведена она для калужского «Кооперуча». Что такое «Кооперуч» (помимо того, так назывался писчебумажный магазин) - нам неизвестно.

В 20-е фабрика выпускала много СТМ, за счет чего и развивалась, производя попутно тетради и под своей маркой. Немного о дизайне. Вся верхняя половина и середина - это дореволюционная оформительская традиция, только вместо Ленина в виньетке мог быть Гоголь или Крылов. Теперь это место помимо Владимира Ильича могли занимать: Маркс, Калинин, Троцкий или Рыков. Нижняя часть это, конечно же, пролетарский стиль: «Трудовая школа», ученики с котомками, сельский пейзаж. Очень напоминает рисунки Сергея Бурылина для тетрадей Иваново-вознесенского издательства «Основа»

А угловой орнамент слева внизу - одно из проявлений "антиакадемического" стиля, родившегося из противостояния академизма Санкт-Петербурга и московского модерна. Любопытно, что подобные эксперименты художники ставили именно на обложках школьных тетрадей Не смог прочесть надпись на книге. Возможно, у Вас это получится лучше!))) «Учитеся...», а дальше не понятно... И почему именно «Учитеся»? Судя по дореволюционной орфографии, часть клише переделали, часть оставили прежним.

Чуковский. "Разноцветные моря":

««Куда она ведет»? — думал Костя, стараясь припомнить, что может находиться под этой частью подвала.

Наконец его осенило.

— Это склад Кооперуча! — закричал он.

«Кооперуч» было название большого кооперативного писчебумажного магазина, находившегося в доме.»

Любопытно, что дизайн идентичен тетради с изображением Троцкого. только вместо Троцкого здесь в виньетке Ленин. Но штампы разные, т.к. разнятся многие детали.

Ниже - обе тетради для сравнения:

Комментарии


Так же в группе Тетради 1920-х