Это карандаш той самой фабрики под Варшавой (Прушково), оборудование которой Станислав Маевский в преддверии наступления немецкой армии в самом начале Первой мировой войны погрузил в 50 вагонов и отправил в г. Славянск, где оно в 1918 было успешно национализировано Советской властью и положило начало крупнейшей в СССР карандашной фабрики. Подробнее об этой истории в статье к другому экспонату фабрики Маевского - «Восковые мелки» Вполне возможно, что именно этот карандаш был произведён во время нахождения фабрики в эвакуации, т.е. в 1915-17 годах. Не факт и маловероятно, но допустимо. Одно можно сказать точно - он дореволюционный. Фабрика Маевского перед Первой мировой была самым крупным карандашным предприятием Российской империи. Возможно, не в Москве или Петербурге, и даже не в центральной части России был их основной рынок сбыта, а где-то на территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, ну и, само собою разумеется, на территории Польши.
В начале прошлого века далеко не у всех двухцветных карандашей деревянную оправу окрашивали в два цвета. Как правило (хотя и не всегда), это делалось на копировальных карандашах, а обычные канцелярские окрашивали в один цвет, часто в красный или под палисандр. Даже, было больше по разновидностям и артикулам. Другими словами, скорее всего, когда-то очень давно двухцветные карандаши выпускались только в однотонной окраске, но на стыке 19 и 20 веков их делали в обоих вариантах окраски в зависимости от конкретной модели.
Карандаш необычайно крупный - 220 мм, с толстым корпусом - 9 мм., а толщина грифеля - 5 мм.
Это один из стандартов для карандашей тех лет - 8,5 дюймов. Такой формат был самым большим, не считая сувенирных. У нас их выпускали до начала 1950-ых годов ("Прима", "Промышленный"). Ну а в начале века такие карандаши были в ассортименте практически любого производителя. Сейчас они кажутся слишком большими, неудобными, но те времена, когда карандаш был одним из основных конторских инструментов, такой формат был практичен тем, что при интенсивной работе, когда карандаши стачивались очень быстро, у него был больший ресурс грифеля, его приходилось реже затачивать и можно было дольше использовать. Интересно, что у многих из них, несмотря на разных производителей, присутствовала одинаковая эмблема Меркурия, как и на этом карандаше Маевского. Что это означало - пока не очень понятно.
|