Главная 
>
 Каталог экспонатов 
>
 Карандаши

Карандаш "Коминтерн" № 104 Цветной (синий). Две шт. Фабрика им. Сакко и Ванцетти (Москва). Клеймо "Пегас" и "USSR" (поверх "Пегаса").


Каталожный номер:#224
Группа:Карандаши
Коллекция:Отраслевой канцелярский музей
Производитель:Фабрика им. Сакко и Ванцетти. Москва
Год:1930-е
Страна производитель:СССР
 
Карандаш "Коминтерн" № 104 Цветной (синий). Две шт. Фабрика им. Сакко и Ванцетти (Москва). Клеймо "Пегас" и "USSR" (поверх "Пегаса").
Карандаш "Коминтерн" № 104 Цветной (синий). Две шт. Фабрика им. Сакко и Ванцетти (Москва). Клеймо "Пегас" и "USSR" (поверх "Пегаса").


На одном из карандашей (выделенный фрагмент - на отдельном изображении) по клейму "Пегас" стоит оттиск "USSR". Текст к данному экспонату написан коллекционером карандашей Николаем Николаевичем.

1. Судя по маркировке можно уверенно сказать, что карандаши сделаны в период между 1930 и 1938 годами. Не раньше и не позже. Однако, с большой долей вероятности, верхнюю границу этого диапазона можно сократить до 1935 года.

2. Как известно, фабрика им. Сакко и Ванцетти заработала в начале 1930 года, когда московские карандашные фабрики находились в подчинении у Мосхимтреста. В то время на советских карандашах было принято указывать наименования трестов, а наименование конкретного предприятия, как правило, не указывалось, хотя исключения все же встречаются. Таким образом, для выкупленной фабрики должны были изготовить прежде всего клейма с надписью "Мосхим" или "Мосхимтрест", и именно таких карандашей начала 30-ых большинство. Поэтому не факт, что карандаши "Коминтерн" выпущены сразу после национализации. Правда, вопрос о том, когда на карандашах впервые стали указывать наименования фабрик, увы, пока тоже остается открытым. 3. Логотип с изображением "Пегаса" был разработан еще на фабрике Гаммера, однако, судя по всему, никогда ею не использовался. Ни в литературе, ни на сохранившихся до нашего времени серийно выпускавшихся карандашах Гаммера, по крайней мере тех, что попадались мне, этот логотип не встречается. Но есть, как минимум, один известный мне экземпляр, имеющий, что очень важно, явные признаки пробника, на котором перед надписью A. Hammer вместо привычных перекрещенных молотка и якоря нанесено то самое изображение Пегаса. Не берусь судить в какой момент существования фабрики Гаммера был создан этот логотип и почему ему не нашли применения, но он действительно достался фабрике им. Сакко и Ванцетти, которая стала использовать его на некоторых своих карандашах в первой половине 30-ых годов, правда далеко не на всех. 4. Данные карандаши "Коминтерн" едва ли можно считать экспортными. Карандаши, выпускаемые на экспорт, имели надписи только на английском языке. Если же на карандаше соседствуют надписи и на русском и на английском языках, то это, скорее, странная особенность того времени, когда штамп для нанесения маркировки по разным причинам мог быть собран из такой вот "сборной солянки". К тому же, хотя определенные правила оформления карандашей в те годы явно существовали, по факту их часто соблюдали весьма условно. Кроме того, фабрика Гаммера, за исключением пары моделей, маркировала свои карандаши по-английски. Соответственно, фабрике им. Сакко и Ванцетти от старых хозяев достались англоязычные клейма. Некоторые из них вполне могли применяться и дальше совместно с новыми русскоязычными. Более жесткими правила оформления карандашей стали после 1935 года, а к полному единообразию пришли только в 1951 году. 5. Надпись "Russia" встречается на советских карандашах и 20-ых и 30-ых годов наравне с другими вариантами, такими как "USSR", "Made in USSR", "USSR (Russia)" и "Foreign". В отношении карандашей, предназначенных на экспорт, надпись "Russia" была оправдана тем, что заграницей аббревиатура "USSR" долгое время была плохо узнаваема. Многие иностранцы в принципе не особо слышали о новом государстве Советском Союзе, в то время как Россия была понятна всем. 6. Клейма "Russia" или "USSR", если они проставлялись на карандаше, располагались всегда либо в самом конце надписи, либо почти в самом конце, перед цифрами артикула, что в любом случае означало близость к краю карандаша. Логотип же ставился в начале надписи и попадал примерно на середину длинны карандаша. Поэтому из двух совпавших оттисков именно "Russia" находится абсолютно не на своем месте, что говорит о том, что его нанесли случайно. И варианта тут два - либо кто-то потренировался на заготовке, которую потом пустили в работу, либо штамп нанесли по ошибке на уже готовый карандаш с Пегасом. Технологу виднее какой оттиск был первым, но в любом случае никакого глубокого смысла в этом искать не нужно. По сути, это просто брак маркировки



Обновлено 20.07. 17.  Реклама карандашей и перьев в Российской Империи. Отечественные производители.
22 ноября 2016
По версии советских историков, в "отсталой царской России" собственного производства пишущих принадлежностей (карандашей и стальных перьев) практически не было, и эта продукция в основном импортировалась из-за рубежа. И только в первые годы советской власти, советское правительство, озаботившись ликвидацией безграмотности, приняло решение о строительстве первой карандашной фабрики им. Л. Б. Красина.

Также помог "большой друг" Советского Союза, сын американского коммуниста, Арманд Хаммер, открыв вторую, частную карандашную фабрику А. Гаммер.

На самом деле в Российской империи эта промышленность, конечно, была и развивалась высокими темпами, но к началу 1920-х годов от нее, действительно, почти ничего не осталось.

Часть фабрик осталась в отколовшихся, после революции, частях Российской империи, ставших независимыми государствами...

Автор текста: Андрей Горденко. www.1001karandash.ru

Комментарии


Так же в группе Карандаши


Карандаши
Обновлено 20.07. 17.  Реклама карандашей и перьев в Российской Империи. Отечественные производители.
22 ноября 2016
По версии советских историков, в "отсталой царской России" собственного производства пишущих принадлежностей (карандашей и стальных перьев) практически не было, и эта продукция в основном импортировалась из-за рубежа. И только в первые годы советской власти, советское правительство, озаботившись ликвидацией безграмотности, приняло решение о строительстве первой карандашной фабрики им. Л. Б. Красина.

Также помог "большой друг" Советского Союза, сын американского коммуниста, Арманд Хаммер, открыв вторую, частную карандашную фабрику А. Гаммер.

На самом деле в Российской империи эта промышленность, конечно, была и развивалась высокими темпами, но к началу 1920-х годов от нее, действительно, почти ничего не осталось.

Часть фабрик осталась в отколовшихся, после революции, частях Российской империи, ставших независимыми государствами...

Автор текста: Андрей Горденко. www.1001karandash.ru

Карандаши Goldfaber в металлической коробке, 1950-е или 1960-е .A.W. Faber-Castell
Карандаши Goldfaber в металлической коробке, 1950-е или 1960-е .A.W. Faber-Castell
Карандаши «Живопись», «Третьяковская галерея», 1974 год. 12 шт.
Карандаши «Живопись», «Третьяковская галерея», 1974 год. 12 шт.
Коробка от химических карандашей трест Мосполиграф «Победа» №60.
Коробка от химических карандашей трест Мосполиграф «Победа» №60.
Коробка с одним копировальным карандашом A. Hammer «Esperanto» №1520
Коробка с одним копировальным карандашом A. Hammer «Esperanto» №1520
Красно-синий карандаш Eagle №806
Красно-синий карандаш Eagle №806
Набор карандашей «Три Витязя». 3 шт. 1949 год.
Набор карандашей «Три Витязя». 3 шт. 1949 год.
Набор карандашей канцелярских (3 шт.). Олимпиада-80
Набор карандашей канцелярских (3 шт.). Олимпиада-80
Набор цветных карандашей. Иоган Фабер. С-Петербург, Гвардейское...
Набор цветных карандашей.  Иоган Фабер. С-Петербург, Гвардейское экономическое общество

Приспособления для правки (заточки) карандашей.
Приспособление для заточки (правки) чернографитных карандашей....
Приспособление для заточки  (правки) чернографитных карандашей. KIN (Koh-i-Noor). Цвет - вишнёвый.

Чернографитные карандаши
Упаковка (дюжина) карандашей A.W. Faber Dessin №22
Упаковка (дюжина) карандашей A.W. Faber Dessin №22