Главная 
>
 Статьи 
>
 Статьи

Часть I. Тетради и канцелярская розница до революции: история, фотографии, образцы, термины, характеристики и версии.

Обновлено 24.11.19

Ученическая (или школьная) тетрадь, как предмет для обучения, появилась тогда, когда лист писчего формата (14 х 17,5 русских дюйма или 35,56 х 44,45 см.) стали складывать вчетверо для удобства письма. По всей вероятности, тогда же в русском языке возник термин «тетрадь», применительно к учёбе. Тетрадью назывался как один, сложенной вчетверо, лист (писчего формата), так и несколько таких листов, обязательно в обложке, скреплённые вместе, то есть, - ученическая тетрадь. Собственно, само это слово образовано от греческого «тетра» (четыре). До революции листность тетрадей измерялась в листах писчего формата, из которых она была изготовлена, а не в количестве листов формата уже готовой тетради. В «прейс-курантах» писчебумажных фабрик и магазинов так и писали: тетрадь «в 3 листа» (то есть, фактически в 12), «в 4 листа» (в 16), «в 5 листов» (в 20). Подробнее об этом во второй части обзора дореволюционных тетрадей – Тетради до революции. Производитель – оптовик – магазин: «под фирмою покупателя» и с любой из 25 линовок. В XIX веке и в начале ХХ века ученики писали на ученических аспидных (грифельных) досках, которые использовались в отечественных школах параллельно с классической бумажной тетрадью вплоть до 30-х годов прошлого века. Грифельные доски, в свою очередь, заменили продержавшиеся до средневековья восковые дощечки – «церы». Различные виды линовок для обучения письму, дошедшие до наших дней с небольшими изменениями, скорее всего, изначально появились именно на индивидуальных грифельных досках, и только затем – в бумажных тетрадях.

Массовое распространение в школах Российской Империи тетрадь получила в середине, а возможно, даже ближе к 70-м годам XIX века, благодаря сочетанию трёх тесно связанных между собой факторов: 1) промышленная революция в производстве бумаги – бумажные фабрики в середине XIX века стали использовать паровой двигатель при производстве бумаги, что привело к значительному удешевлению её себестоимости; 2) переход от ремесленного способа печати и переплёта к промышленному, в том числе, вследствие оснащения типографий электрическим оборудованием; 3) реформы в образовании во второй половине XIX века и стремительный рост его доступности во всех слоях русского общества, не в последнюю очередь с помощью организованных губернскими земствами с 70-х годов многочисленных «книжных складов».

На обложках некоторых тетрадей, видимо, произведённых в самом начале периода технического перевооружения, даже специально указывали, что они произведены именно в «электрической типографии»:

По мнению авторов такого объявления, это должно было придавать предприятию значимости, а значит, и статусности изделиям, им произведённым.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно предположить, что примерно до 70-х годов XIX века тетради промышленным способом (или массово - как хотите!), скорее всего, не производили. Нет, они, наверняка, существовали, но были очень дорогими, возможно, даже с индивидуальным дизайном или вообще без такового.

Как выглядели тетради до революции? Оказывается, внешний вид тетради напрямую зависил не только от уровня развития печатного и писчебумажного оборудования или от направлений, популярных в промышленном дизайне в тот или иной временной период, но и от системы торговли канцелярскими товарами, существовавшей в нашей стране в разные периоды её истории. Поэтому, прежде всего, нужно понять, а как вообще осуществлялась торговля канцелярскими товарами в рассматриваемое нами время.

О дореволюционной канцелярский рознице.

Розничные точки, торгующие канцелярскими товарами, например, в середине XIX века именовались лавками, а сами товары – писчебумажными. Ниже – реклама такой лавки в «Верхних торговых рядах» в Москве, находившихся на месте нынешнего ГУМа и просуществовавших до конца 1880-х годов. Эта рекламная визитка датируется 1850-ми годами.

Скорее всего, писчебумажная продукция являлась основой ассортимента, но продавали в такой рознице и сопутствующие товары, в нашем понимании - канцелярские.

Также писчебумажными назывались и фабрики, производившие, собственно, писчую бумагу, и писчебумажные товары, то есть, предназначенные для письма. К таким товарам относились и тетради.

Позднее места продаж канцелярских товаров стали называться писчебумажными магазинами. Наименование «писчебумажный» в торговле сохранялось весь дореволюционный период, в годы НЭПа и, по всей вероятности, окончательно исчезло из розницы только к середине 30-х годов ХХ в. после выхода постановления партии и правительства "О Школьных письменных принадлежностях", опубликованного в газете "Правда" 15 сентября 1935 г.

В рекламных текстах и на вывесках обычно дописывали перечень товаров, которые помимо основной продукции также присутствовали в ассортименте. Термин «канцелярские», тоже часто, но не всегда употреблялся в тексте вывесок и в рекламе, но основой таких магазинов считались всё же «писчебумажные» товары:

Само слово «писчебумажный» писалось, как слитно, так и раздельно, а также через дефис. В дореволюционный период, как и сегодня, существовало терминологическое разнообразие. К канцелярским товарам (принадлежностям) могли относить и всю писчебумажную продукцию, включая тетради, не выделяя её отдельно, но могли отдельно указывать, что в продаже имеется писчая и почтовая бумага, а также тетради.

На прилавке каждого уважающего себя писчебумажного магазина обязаны были присутствовать конторские книги. Более того, некоторые, и весьма крупные, типографии или их подразделения так и именовали себя – «фабрика конторских книг», хотя производили широкий ассортимент продукции из бумаги, например, фабрика Отто Кирхнера в Санкт-Петербурге, ставшая после национализации в 1918 г. «фабрикой Светоч». Конторские книги являлись основой ассортимента магазинов, обслуживавших «конторы» (офисы в современном понимании этого термина) и зачастую выносились в центр рекламного пространства на фасадах магазинов.

Кроме того, до революции, как и сегодня, «конторские» товары соседствовали со школьными и художественными в одном магазине, что хорошо видно на примере магазина Ивана Васильевича Жукова на Никольской улице в Москве (верхнее левое фото). На его вывеске присутствуют конторские книги, рисовальная бумага и ватман. Кстати, если судить по месторасположению, то это был чуть ли не главный канцелярский магазин империи. Присмотритесь внимательно к фотографии – перед магазином брусчатка Красной площади. Если представить, что мы стоим на месте съёмки в наше время, то сзади нас кремлёвская стена, слева исторический музей, а справа Покровский Собор. Никольская улица идёт прямо от нас, а на месте этого магазина теперь ГУМ.

Ну и раз уж коснулись темы московских «Верхних торговых рядов», то вот так неприглядно они выглядели сверху (нижнее левое фото). Не правда ли, чем-то напоминает «Черкизон» наших 90-х?. На правом фото - торговые помещения и склады внутри рядов – «Писчебумажная торговля братьев Евдокимовых».

Фотографии «рядов» - из альбома «Москва. Городские ряды» (М. 1890) Н.А. Найдёнова, возглавлявшего думскую комиссию по их перестройке и фиксировавшего виды фасадов, вывесок и внутренних помещений незадолго до их ликвидации и постройки существующего ныне здания ГУМа.

Обратите внимание - всё свободное пространство фасада магазины пытались занять рекламой. Конкуренция была жёсткой и писчебумажные магазины конкурентов могли располагаться в соседних зданиях. Взгляните снова на фото магазина Ивана Жукова! Слева, вплотную от него, расположился один из писчебумажных магазинов Простакова. Рекламную визитку его наследников я дал выше, а прейскурант его магазина на Тверской улице отсканирован и полностью выложен в нашем «Отраслевом канцелярском музее».

«Конторские товары» иногда именовались «кабинетными вещами». Этот термин можно увидеть в Прейскуранте всё того же Простакова. В современной терминологии всё это – офисные товары. В этом смысле к «конторским товарам» относилась также писчая и почтовая бумага, хотя в рекламе её часто выносили отдельно, ввиду её особого значения для бесперебойной работы контор (по аналогии с современной форматной бумагой), в том числе, и в рекламе писчебумажных магазинов на тетрадях. Но одновременно бумага являлась и писчебумажной продукцией.

Исходя из того, что наши предки и предшественники путались в терминологии не меньше, чем наши современники, то и мы в рамках этого материала можем позволить себе вольное употребление слов «канцелярский» и «писчебумажный» по отношению к дореволюционной рознице, в зависимости от контекста.

Писчебумажные и канцелярские товары продавались также в различных «торговых домах», то есть в магазинах, торгующих смешанным ассортиментом. Существовали «отделения канцелярских принадлежностей» во вновь открываемых «универсальных магазинах», например, в «Мюр и Мерилиз», в том самом магазине на Петровке, который в 20-е годы был переименован в «Мосторг», а затем в «ЦУМ». В том, про который бабушки даже в 40-х и 50-х говорили: «пойдём к Мюру». Упомянув «Мюр и Мерилиз», не могу тут не разместить страницу из их прейс-куранта.

Примечательно, что выжигательные аппараты и в то время продавались в канцелярских отделах:.

Разумеется, канцелярские и писчебумажные товары до революции, как и сегодня, продавались и в книжных магазинах. Более того, многие книгоиздатели, как и сегодня, производили тетради либо в своих типо-литографиях, либо под заказ. В книжных магазинах канцелярские отделы либо были обособлены внутри, либо имели отдельный вход, если писчебумажно-канцелярский бизнес разрастался до уровня книжного. Не правда ли, очень похоже на современную книжную розницу?
Канцелярский розничный бизнес также соседствовал с обойным, например, как в случае с ТД Павлухина в Санкт-Петербурге, а также с табачным, галантерейным, с торговлей игрушками, фотоаппаратами и фейерверками. Соседство с обоями легко объясняется поставками писчебумажной продукции с фабрики, производившей обои. Совместный табачно-писчебумажный бизнес также имеет своё объяснение – на фабрике, изготавливавшей писчую бумагу, выделывали и бумагу для табака, а магазины, как правило, в части продажи писчей и почтовой бумаги были привязаны к одному или нескольким ближайшим фабрикам, которые, скорее всего, всячески стимулировали покупку всего своего ассортимента. Фотоаппараты и фотографические принадлежности и в СССР относились вместе с канцтоварами к культтоварам. Совместный галантерейно-писчебумажный бизнес объяснить сложнее, но наверняка, и этому есть разумное объяснение. Существовала также и т.н. "смешанная розница", где писчебумажные товары соседствовали, например, с велосипедами и парфюмерией, но подобные случаи, как и сегодня, - совершенно отдельная модель бизнеса, выходящая за рамки данной статьи, но описанная в другом материале: Становление канцелярской отрасли"

На фото внизу справа – Гатчино. («Гатчино» - так написано на открытом письме, из которого я привёл увеличенный фрагмент.)

На фото ниже слева – г. Карачев Орловской губернии.
Здесь фрагмент тетради минского магазина и рекламная визитка московского:
Ниже - фрагмент тетради магазина из Одессы с рекламой фейерверков.
В качестве ещё одного примера галантерейно-канцелярского бизнеса будет очень любопытно посмотреть оптовый илюстрированный прейскурант Кульварского в отраслевом музее.

Все опубликованные мной выше фотографии, взяты с «открытых писем» (открыток), которые также были частью ассортимента писчебумажных магазинов, владельцы которых зачастую являлись одновременно и издателями, а в качестве городских видовых изображений нередко использовали фото собственных магазинов, особенно, если те располагались на центральных улицах.

Часто розничный писчебумажный бизнес сопровождала собственная типография (лито-типография):

Вариаций в обозначении продукции, которой торговал канцелярский магазин до революции, было много, были, в том числе, и такие упрощённые вывески:
Наше отступление от основной темы статьи – тетрадей, было вынужденным, так как без обзора дореволюционной канцелярской розницы невозможно было начать рассказ о самих тетрадях. Дело в том, что практически каждый из этих магазинов выпускал собственные тетради. Почти каждый, за редким исключением! Для современного канцелярского бизнеса это покажется удивительным, но так было. По всей вероятности, это обстоятельство было обусловлено двумя причинами - тетради в принципе стоили значительно дороже современных в относительном выражении и способ их изготовления позволял относительно недорого их персонализировать.

Вернёмся к дореволюционным тетрадям и попытаемся для начала их как-то систематизировать и описать. Систематизировать их по десятилетиям или иным отрезкам времени в период с середины XIX века до 1917 года не получится никак – слишком мало информации, зато по производителям в рамках обозначенного временного периода - можно попробовать.

Основной объём тетрадей выпускался писчебумажными (канцелярскими) магазинами, книжными магазинами с большой долей продаж писчебумажной продукции, «складами бумаги» (это предположительно были розничные или полурозничные точки по продаже писчебумажной продукции), а также канцелярскими отделениями (отделами) универсальных магазинов и различными «Торговыми Домами», в которых существовали писчебумажные (канцелярские) отделы. Всех их объединяет принадлежность к канцелярской рознице. Внешне такие тетради, как правило (хотя, были и исключения), представляли собой пустую «болванку» из плотной (от 80-120 гр/кв.м.) крашенной в массе бумаги, с наклеенной на переднюю обложку бумажной рамкой для подписи. Кроме рамки ни спереди, ни сзади, ни изнутри на них ничего не наклеивали и не печатали. На рамках, размеры которых колебались от 9х5 см. до 14х8,5 см. при размерах самой тетради от 170 до 178 мм. по короткой стороне и от 217 до 225 мм. по длинной, обязательно присутствовал рисунок разной художественной ценности (либо просто орнамент), название магазина (часто с рекламными надписями), а также «№» и линовка для подписи. Кстати, что именно нумеровалось, точно неизвестно. Например, что может означать рукописная цифра 361 после «№», как в одной из тетрадей ниже? Номер гимназии? Но в другой тетради №26 (26 – отпечатано типографским способом) – это совершенно точно номер дизайна, так как на №18 этого же производителя, действительно, другой дизайн. Словом, это одна из загадок таких тетрадей. Рамки для удешевления печатались, как правило, в одну или две краски литографским способом, иногда на них мелким шрифтом печатали название типографии (литографии): 

Но некоторые тетради производились крупными оптовиками (сейчас бы их назвали "федеральными операторами") для своих ключевых клиентов не только с персонализацией торговой точки такого клиента, но одновременно и с Торговым знаком самого оптовика. Причем, это уже была не отдельная строчка мелким шрифтом под рамкой, а ТЗ такого оптовика на видном месте. Выпуск персонализированных тетрадей являлся неким сервисом для ключевых клиентов. В своих Прейс-курантах оптовики так и писали: "при крупных заказах тетради могут быть сделаны с фирмой покупателя. Образцы высылаем по требованию." Например, данное объявление помещено в Прейс-Куранте, по моему мнению, крупнейшего писчебумажного и канцелярского оптовика в Российской Империи накануне Первой мировой войны - Торгового дома "Преемники Я.А. Соловьёва" А тетрадь, на основании которой я сделал подобный вывод, была выпущена "Преемниками" для магазина "Канцелярские принадлежности, учебные пособия и склад обоев Василия Кирилловича Кудряшова". г. Пермь. Бумага в тетради, скорее всего (такой вывод можно сделать, прочтя Прейс-Курант "Преемников") производства Писчебумажной фабрики Говарда, и отлинована она там же. Кстати, эта тетрадь имеет ещё одну уникальную особенность - исторический сюжет (т.е. определённая информационная нагрузка) на тему войны 1812 г. в дизайне обложки. Такое на дореволюционных тетрадях встречаются крайне редко. На первом фото ниже обрывок обложки с хорошо сохранившейся рамкой для подписи этой тетради, на втором - крупным планом ТЗ "Преемников" на тетради, на третьем - ТЗ "Преемников" из их Прейс-Куранта, выложенного в Отраслевом музее в соответствующей группе.
В любом случае, дореволюционные тетради производили несколько большего формата, чем советские и современные российские. Причина проста, о ней я написал в начале статьи - лист писчего формата, принятого до революции (14 х 17,5 русских дюйма или 35,56 х 44,45 см.) для изготовления тетрадей складывали вчетверо, это и определяло размер самих тетрадей. "Писчий формат" на разных фабриках имел отклонения, обрезали не точно, отсюда и небольшие отклонения в размерах самих тетрадей. Исключения могли быть, но о них позже. Цвет обложки, как правило, был синим, кремовым, желто-коричневым либо зелёным. Скрепление в подавляющем большинстве случаев - строго на двух скобах. Тетрадь с тремя (!!!) скобами встретилась только у Поставщика Двора Его Императорского Величества (подробнее о ней - ниже). Промокашка – обязательна, различных цветов, либо чуть меньшего, чем тетрадь формата, либо и вовсе вполовину от тетради.

Предполагаю, что сами пустые «болванки» (то есть тетради без наклеенных на них рамок) печатали где-то централизованно, затем их закупали местные типографии, под заказ печатавшие рамки для различных магазинов, а потом приклеивавшие рамки к «болванкам». Альтернативная версия – «болванки» закупали розничные магазины, размещавшие заказ на рамки в местной типографии и приклеивавшие одну к другой уже у себя. Тем более, что часть магазинов владела собственными, насколько я понимаю, небольшими типо-литографиями. Но были и тетради с безымянными рамками (без упоминания какого-либо магазина), что говорит в пользу первой версии.

Возможно обе версии являются верными, а, значит, оба способа производства существовали параллельно.

До начала ХХ в., вероятнее всего, выпуск тетрадей для учёбы (ученических и общих) либо никак не регламентировался на государственном уровне, либо критерии были необязательными, размытыми и немногочисленными. Во всяком случае, пока не удалось найти какие-либо указания на них. Но в начале ХХ в., например, в журнале Писчебумажное дело велись дискуссии на данную тему, публиковался циркуляр австрийского министра народного просвещения по нормативам производства тетрадей в Австро-Венгрии. Возможно, были и другие публикации, посвящённые нормативам в отечественном производстве, но нам пока они не известны.

Любопытно, что типографии, «персонализировавшие» тетради писчебумажным магазинам, и сами охотно торговали тетрадями с рамками для подписи, напечатанными на собственном производстве. Примерно так сейчас происходит с датированной продукцией (в частности, с ежедневниками). В этом отношении в современной бумажно-беловой отрасли мало что поменялось, разве что рамки на пустые болванки уже никто не наклеивает.

Внизу первая слева - тетрадь саратовского писчебумажного магазина В.И. Покровского, с рамкой, отпечатанной в литографии Феокритова (её фрагмент с указанием на Феокритова я дал выше, перед блоком безымянных тетрадей), а правее - счёт того же Петра Силовича Феокритова от 1 сентября 1904 г. с перечислением купленного у него товара - тоже тетрадей. Кстати, такие тетради (производимые и продаваемые лито-типографиями со своего склада), оказывается, не всегда были абсолютно безымянными. На рамке тетради из этого счёта литография Феокритова, всё-таки, указана, как производитель, правда, таким же очень мелким шрифтом, что и на рамке для Покровского. Тетрадь из счёта Феокритова Вы можете детально рассмотреть на крайнем правом фото также внизу.

Интересно также, что со временем ничего не изменилось и в поведении покупателей, когда в начале сезона покупают тетради примерно на полгода - год вперёд, а затем уже докупают по мере необходимости.

Углы у тетрадей не были скруглены, а вот рамки иногда скругляли и почему-то только петербуржские магазины. Впрочем, Питер всегда отличался более изысканными изделиями и дизайнами. Обратите внимание – на правой тетради знак «Поставщик двора его императорского величества».

У петербуржских тетрадей, фото которых размещены выше, есть ещё одна особенность – скобы загнуты наружу, и обклеены цветной бумажной лентой. Кстати, такой вариант скрепления я встретил ещё и у московских тетрадей, например, у «Мюр и Мерилиз» и у тетрадей магазинов наследницы того самого Ивана Васильевича Жукова, что располагался на Красной площади на месте современного ГУМа (фото такой тетради будет чуть дальше). Столичный «шик»? В смысле, обеих столиц. Но позднее подобный "спецэффект" встретился также у муромских, рижских и саратовских тетрадей. В любом случае, явление это не было массовым, но подражали, скорее всего, именно столичным производителям. Левая тетрадь на фото ниже по формату - аналог современной «для записи слов», то есть примерно А6.

У меня поначалу не было никаких версий о причинах такого странного технического решения, пока я не повстречал тетрадь, представленную ниже. Она также, как и одна из тех, что выше, приблизительно А6 формата, но с линовкой для прихода и расхода, то есть, фактически это канцелярская книга карманного формата. Версия следующая - в дореволюционных тетрадях скобы загибали снаружи обложки, а не внутри блока, а потом заклеивали корешок (то есть, вместе со скобами) бумажной лентой, чтобы дети не подменяли листы. То есть, получается, что лист вынуть можно, а вставить, не нарушив наружную обклейку бумажной лены невозможно. По-видимому, в приходно-расходной книге это делалось для сохранения финансовой отчетности, а в школьной тетради - для сохранения оценок и ошибок. Впрочем, я не претендую на истину в последней инстанции, это, всего лишь, версия. Кстати, рамка опять скруглена, как у всех питерских.

Печатали на дореволюционных тетрадях и рекламу, правда, профильную - на тему учёбы. Не профильная пока не встретилась. Перед Вами - ещё две любопытные тетради «Поставщика двора Его Императорского Величества» А.О. Башкова, продолжающие, в том числе и тему со скобами, загнутыми наружу, но с рекламой прописей В.С. Гербача и «единственного склада» с его тетрадями, то есть склада самого Башкова. Гербач – популярный до революции автор работ по методическому руководству к обучению письму, которые до сих пор служат образцом для подражания.

Левая тетрадь произведена «по специальному заказу для «Книжнаго и Писчебумажного магазина» Торгового Дома братьев Синкевич из Владивостока

Правая - идентичная первой, но выпущенная Башковым для торговли со своего склада в Санкт-Петербурге.

Как договорились между собой Башков и Синкевичи - не понятно. За деньги или за возможность продавать тетради со знаком «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Где именно печатали тетрадь также не ясно, возможно, везли из Санкт-Петербурга. Плотность бумаги очень высокая – не менее 80 грамм и три (!) скобы на обеих. Описанные ранее тетради Башкова - с наклеенной рамкой для подписи, а тут - полноценная печать по обложке. По какому принципу разделялись тиражи для разных способов сборки, ещё предстоит выяснить. Хотя полную запечатку обложки использовали и многие другие, но подробнее об этом чуть  дальше.

Подавляющее большинство магазинов называлось по фамилии владельца, что обязательно отражалось в рамке для подписи на тетрадях, хотя были исключения – например, магазин «Труд» в Царицыне» или «Экономия» в г. Карачев Орловской губернии (его фото с открытого письма см. выше) или вот такой магазин «Просвещение» в Харькове:

Возможно, таких было много, но судя по всему, «именных», всё-таки, подавляющее большинство. Имя и его история ценились чрезвычайно высоко. Приглядитесь, хотя бы к фотографии уже не раз упомянутого нами магазина Жукова на углу Никольской и Красной площади (фото см. выше) – там под вывеской «Ивана Васильевича Жукова» написано: «Бывший Глазунова». Мы не знаем, родственники ли они, но всё это несомненно указывает на преемственность истории магазина и имени. Более того, эту историю отображали и на тетрадях. В тетради наследницы того же Жукова – Евгении Ивановны Гиппиус так и написано: «Н-ца И.В. Жукова», а в тетради наследницы некоего купца Васильева написано: «Писчебумажный склад В-вы И.И. Васильева». Интересно, что не указано имя вдовы.

Не удержался, чтобы не дать (два изображения выше) крупным планом элемент дизайна и торговый знак тетради этой самой вдовы И.И. Васильева. Чисто московская купеческая фантазия.

Ну и раз уж зашла речь о необычных дизайнах, то в связи с этой темой также не могу не привести в качестве примера ещё одну московскую тетрадь – «Торговый Дом Ростовцев и К»:

Сложно понять причины, по которым тут изображены верблюды, а у вдовы Васильева – корабли, видимо, это было делом купеческого вкуса. По поводу геральдики московских торговых знаков версий также может быть достаточно.

Теперь об исключениях. Первое и не до конца понятное – зачем крупнейший книгоиздатель Российской Империи Иван Дмитриевич Сытин производил фактически безымянные тетради (и с наклеенной на «болванку» рамкой, и полностью запечатывая обложку), указывая в лишь мелким шрифтом снизу свои выходные данные (в обоих вариантах)? Почему он, имея широкую и разветвлённую сеть книжных магазинов, не давал их рекламу крупным шрифтом в центре или вверху рамки, как все остальные, но не столь успешные предприниматели? У меня объяснение одно – таким образом, он не отсекал оптовых покупателей. Но возможно, найдётся и другое объяснение данному факту.

Обратите внимание на среднюю тетрадь – она в привычном сытинском народном лубочном стиле. Дизайн крайней левой более содержательный или даже изысканный - насколько я понимаю, на рамке древо знаний. А вот дизайн крайней правой сытинской тетради, по всей вероятности, должен был серьёзно мотивировать детей к учёбе: внизу изображено «путешествие Ломоносова из Денисовки в Москву учиться», вверху же нарисовано «Посещение Императрицей Екатериной II Ломоносова». Сытин - один из тех  немногих производителей тетрадей, кто подходил к вопросу дизайна своей продукции с особой тщательностью и вниманием.

 

Но самая любопытная из всех трёх - левая. Первая мысль при взгляде на неё - её дизайн стилистически и концептуально существенно отличается от однообразной массы, которую предлагали большинство конкурентов Ивана Дмитриевича, она должна была быть одним из лучших образцов тетрадного оформления того времени, и неслучайно она появилась именно у Сытина. Всё бы так и было, если бы я не обнаружил её двойника! Дизайн саратовской тетради Ивана Силовича Феокритова один в один повторяет сытинский. Ниже слева тетрадь Сытина, справа Феокритова. Присмотритесь к ним внимательно!

Вариантов, объясняющих этот случай, всего три:

1) Оба купили у одного художника право на издание, сделали клише, но т.к. мастера были разные, то и детали отличаются. Но у Сытина на листе бумаги (зелёного цвета) посередине нарисована арка, у Феокритова же - прямоугольник. Есть ещё отличия. Вольности мастера?

2) Или всё же у одного из них - перерисовка, то есть один воспользовался идеей другого? Кстати, Пётр Силович Феокритов в Поволжье имел большой авторитет среди издателей и купцов. Не меньший, чем Сытин. Тогда возникает следующий вопрос - на законных основаниях или без ведома автора?

3) Автор дизайна, то есть, сам художник продал права на свой дизайн обоим.

А, может, тогда, как и сегодня, существовал некий банк изображений?

Ещё об одном, но скорее даже правиле, а не исключении. До революции практивовались два способа изготовления тетрадей. Часть магазинов выпускала «персонализированные» тетради не с наклеенной на «болванку» рамкой для подписи, а с печатью по обложке (спереди и сзади), а некоторые и по форзацу. Вероятно у этих магазинов был большой оборот, а возможно, они представляли собой розничную сеть, так как такой способ производства предполагает большие тиражи. В дореволюционных тетрадях ни тираж, ни цена, к сожалению, не указывались. Кстати, почему тот же Сытин наряду с полноценной запечатанной обложкой производил тетради и с рамкой, приклеенной к пустой «болванке», также непонятно. Ведь к 1917 году Иван Дмитриевич имел четыре магазина в Москве, два — в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове на Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). К тому же, торговал ещё и оптом. А значит, тиражи должны были быть не маленькие, да и производственные мощности его «книжной империи» позволяли.

Ниже – фото других подобных тетрадей с печатью по обложке, но уже с информационной, если так можно выразиться, нагрузкой, выпущенных уже канцелярскими магазинами. У одной запечатаны первая и задняя обложка, а также форзацы. На форзацах присутствует справочная информация, кроме того, тетрадь «датированная» (в современной терминологии), то есть, с календарём. У другой запечатана только обложка.

Продолжая классификацию тетрадей по производителю (издателю), необходимо отметить, что существенную долю объёма в общем их производстве занимали сами писчебумажные фабрики. Речь, во-первых, идёт о том, что они указывали на лицевой стороне крупным шрифтом свои выходные данные, а во-вторых, скорее всего, именно они и производили те самые «пустые болванки» для тетрадей, которые впоследствии персонализировали писчебумажные магазины. Писчебумажные фабрики производили писчую, почтовую и другую бумагу и у них должно было стоять линовальное оборудование необходимое для производства тетрадей Ниже - тетрадь «Акционерного общества писчебумажных фабрик И. С. Панченко», находившегося в Ростове на Дону. К концу Х1Х в. фабрики Панченко вырабатывали 150 000 пудов бумаги в год, что для того времени составляло значительный объём. Справа – внешний вид фабрики с открытого письма.

В последнюю группу по нашей классификации издателей тетрадей входили «Губернские Земства» или «книжные склады Губернских Земств» и городские общины.

В дореволюционной России, задолго до советской программы ликвидации безграмотности, Губернское Земство активно поддерживало развитие «народного образования». В частности, земства субсидировали часть расходов на обучение детей. Для этой цели создавались «книжные склады» при земствах, основной задачей которых было снабжение учебных заведений и вообще населения необходимой учебной литературой и книгами для чтения. Но эти же «книжные склады» распространяли и школьно-письменные принадлежности. В отраслевом музее выложено несколько тетрадей, изданных различными земствами, но выпускались, например, и земские карандаши. с обязательным упоминанием земства на одной из граней карандаша, как на карандаше по ссылке или на лицевой стороне тетрадей:

Так как «книжный склад Курского Губернского Земства» функционировал с 1874 по 1880 г.г., то можно предположить, что данная тетрадь самая ранняя из известных нам. Подробнее об этом по ссылке. Кстати, цвет её обложки – зелёный, как и у подавляющего большинства современных тетрадей в бумажной обложке.

Вверху, справа от тетради «Курского Губернского земства» я выложил ещё одну тетрадь - «Московского склада учебных пособий». Это означает, что не только «земства» имели собственные «книжные склады», способствовавшие распространению образования в Российской Империи, но и городские общины, в частности, в Москве.
Ещё из любопытного. Тетради с известным нам и широко распространённым в советское время и теперь информационным наполнением - полезной информацией на обороте или на форзацах, появились ещё до революции. Выше были приведены примеры с печатью на форзацах "русских мер" и календаря. Но единственный известный мне пример с образцами написания букв - тетрадь издательства "Прогресс" "с науками" выпуска не позднее 1911 года. Здесь на форзацах - каллиграфия, а на обороте - предупреждение об "исключительном" праве на подобные тетради, принадлежащем "Прогрессу" - "Подделка и подражание преследуемо будет по закону"!
Для отдельных учебных заведений выпускали тетради с изображением на тему "как надо сидеть и как не надо сидеть". (разумеется, за партой). Интересно, что это были литографические изображения, выполненные с фотографий, а не рисунки в "векторе", как на обложках некоторых тетрадей современных производителей. До революции такие тетради производили не массово, а только на заказ, например, для "Закавказского девичьего института Императора Николая I".

 Ориентация дореволюционных тетрадей в подавляющем большинстве была "книжной".

Разумеется не обходилось без исключений, но и в них при желании можно найти определённую логику. Ниже - два таких примера. Если в случае с тетрадью Учителя каллиграфии А.В. Иванова (тетрадь внизу слева) "альбомную" (горизонтальную) ориентацию можно объяснить вдвое большим форматом - 363х224 мм. (лист писчей бумаги, сложенный вдвое) - так удобнее, то в случае с рижской тетрадью (внизу справа) объяснение найти уже сложнее. Да отсутствует сам термин "тетрадь", хотя по сути она таковой является, но так не у неё одной.

Видимо, у владельца "Книжного и писчебумажного магазина" на углу Мариинской и Ключевой улиц были веские причины (возможно технического характера, а возможно - просто маркетинг) выпустить свою тетрадь в альбомном формате, несмотря на линовку.

О бумаге.

 

Бумага вырабатывалась множеством отечественных бумажных или писчебумажных фабрик. Почему-то, если в тетради для внутреннего блока использовалась бумага Рижских бумажных фабрик, то об этом принято было писать в рекламе и на обложке.

Если использовалась финская бумага, да ещё и с водяными знаками (а было и такое), то об этом на обложке не сообщали, во всяком случае, в этой московской тетради.

Водяные знаки (филигрань) на бумаге внутреннего блока тетрадей можно встретить и у отечественных писчебумажных производителей, например, таким способом "клеймила" свою продукцию "Компания рижских писчебумажных фабрик". Ниже слева "вода " (так коллекционеры старой бумаги называют водяные знаки) из тетради упомянутого мной ранее Поставщика Двора Его Императорского Величества О.А. Башкова. Посередине - тетрадный лист издругой тетради О.А. Башкова, с филигранью на русском языке "Высшая писчая бумага. А.Я. Рига". Некоторые знаки не получилось идентифицировать даже коллекционерам старой бумаги. Справа - "вода" неизвестной фабрики на бумаге из тетради Фиокритова, также упоминавшейся выше (В треугольнике ясно читаются три буквы: С, Б, И, но они ни о чём не говорят).

Плотность бумаги колебалась от 60-ти до 90 гр./кв. м. Например, у Сытина – не более 60-65 грамм. В большинстве случаев она составляла приблизительно 70 грамм. Но это всё по ощущениям, без взвешивания. Гладкость высокая, я бы даже сказал, очень высокая, практически у всех, имеющихся в моём распоряжении образцов. Рукописный текст, написанный перьевой ручкой на просвет не просвечивал, по всей вероятности, из-за высокой степени проклейки и гладкости.

Терминология и линовки.

 

По отношению к тетрадям употребляли слово «ученические» и «общие». Термин «школьная тетрадь» ни в прейс-курантах, ни в рекламе, ни на самих тетрадях не встречался. Листность, как я уже упоминал в начале статьи, измерялась в листах писчего формата, из которых была изготовлена тетрадь, сложенных в четверо, а не в количестве листов формата уже готовой тетради . В прейс-курантах, можно было увидеть «тетради для учеников», например, «в 3 листа» или «в 5 листов», а «тетради для рисования» (отличие тетради для рисования от альбома - в рамке для подписи на обложке): «в 6», «в 10», и «в 14 листов». Всё это - применительно к тетрадям в бумажной обложке.

Общие тетради производили только в твёрдом переплёте. В нашем музее выложена, например, 92-листная тетрадь Неманской фабрики (г. Гродно) 1900 г. в книжном тканевом переплёте с надписью «Общая» на обложке. Плотность бумаги измеряли в русских фунтах на стопу. Применительно к изделиям из бумаги не оперировали современным понятием «плотность». Говоря о плотности бумаги, её называли 12-ти фунтовой, 14-ти фунтовой и т.д. Подробнее об этом во второй части. Поля были и в цвет линовки и красные, у части тетрадей они присутствовали, у части – нет.

Линовка мне встречалась по большей части синего цвета (возможно, голубая или фиолетовая – из-за выцветшей от времени краски понять сложно), но попадалась и серого. С видами линовок ненамного понятнее. Вместо слова линовка, писали «линевка». А тетрадь, как и некоторые виды писчей бумаги, была не линованая, а «линеваная». Сами «линевки» по названию делились на следующие:
К 1914-му году типов "линевок" было не менее 25:
Подробнее об этом во второй части.

Как Вы видите на фото, наибольшее количество типов - в «частую косую» (в современной терминологии). Чистописание и аккуратность в учебном процессе находились во главе угла! И, обратите внимание, расстояние между наклонными (косыми) и между горизонтальными (станами) несколько больше, чем сейчас, и больше даже, чем в советский период. Связано это, в первую очередь, с техникой письма перьевой ручкой.

Попробуем разобраться с «линевками».

 

Если внизу слева №6 (две линейки с косыми), то тогда какая внизу справа? И наоборот. Насколько я понимаю, это приблизительный аналог нашей частой косой (в две линии с частыми наклонными).

Здесь снизу справа совершенно точно №7 (три линейки с косыми). Аналог современной частой косой с дополнительной горизонтальной (в две линии с дополнительной горизонтальной с частыми наклонными). Тогда снизу слева №14 (одна линейка с косыми)? Или нет?
Ниже слева вполне возможно №4 (две линейки узкие) и справа №5 (две линейки обыкновенные)?
Ниже ещё две «линевки». Слева – единственный вид «линевки», с идентификацией которого не возникло абсолютно никаких проблем. Это №1 (белая). В ней, видимо, писали через трафарет. А вот справа, либо не указанный в нашем перечне вид линовки, либо одна из загадочных «немецких» (№12 или №13). Единственное, что можно утверждать совершенно точно, что в российской дореволюционной школе существовало прямое и наклонное письмо. А эта «линевка» как раз для прямого письма.

Следующие две «линевки», приведённые ниже также сложно однозначно идентифицировать. Одно из предположений – слева №3 (одна линейка широкая), в ней 17 станов (линии); справа - №2 (одна линейка прямая обыкновенная), в ней 22 стана (линии). Хотя смущает признак «прямая»… Но вполне возможно, что «прямая» относится к вертикальной линии и №2 это та тетрадь, что ещё выше справа и которую мы приняли за «немецкую». Тогда те линовки, что ниже – просто разновидности №3, но с разным количеством линий на странице.
Ниже – две не менее загадочные «линевки». Совершенно очевидно, что слева - №11 (клетка продолговатая), а если точнее, то 5х8 мм., а справа - №8 (клетка мелкая), 3х3 мм. Других вариантов клетки пока в наличии нет… Загадочность этих «линевок» состоит в том, что до сих пор нигде не удалось увидеть дореволюционную тетрадь с математическими записями. В моей коллекции полно различных «диктовок», есть география, история, биология, но нет математики. Возможно, для неё использовали только аспидные (грифельные) доски? Те, о которых говорится в самом начале статьи? А тетради предназначались только для гуманитарных предметов и «линевка» в «клетку» использовалась, например, для чистописания? Эта версия не претендует на истину в последней инстанции, но пока другой нет.
В подтверждение вышесказанного ещё одна тетрадь:
Ниже - ещё одна линовка, назначение которой для меня так и осталось загадкой. Стандартный угол наклона косых линий в тетрадях - 65 градусов, но здесь угол более пологий... попробуйте под этим наклоном что-либо написать! Да и всего одна косая линия на страницу - тоже весьма не стандартное решение. Эта тетрадь из одесского магазина Ивана Маха.
До революции массово выпускались не только ученические и общие, но и рабочие тетради, то есть те, в которых есть печатный текст и необходимо что-либо дописать от руки. Существовали, например, аналоги современных читательских дневников, также называвшиеся тетрадями: И.В. Владиславлев. Тетрадь для записи о прочитанных книгах. Москва, 1916 и И.И. Огиенко. Тетрадь для литературного разбора и записывания прочитанных книг. Киев, 1914.

Выпускали и рабочие тетради по предметам: Тетрадь для самостоятельных работ по географии. Петроград, 1917.

Да и на некоторых школьных дневниках писали Тетрадь для записывания уроков и сведения об успехах и поведении

Последнее фото, которое я хочу здесь привести, говорит о том, что и до революции тетради рекламировали. Само по себе ничего не продавалось. Это - рекламная карточка (картон) Торгового Дома всё того же Ивана Маха из коллекции одного московского коллекционера, её размер 88 Х 138 мм. Скорее всего она вкладывалась в заказы магазина, отправляемые по почте или с курьером.

Все описания и выводы, представленные в статье, сделаны на основе многолетнего изучения предметов из собственной коллекции и экспонатов Отраслевого канцелярского музея. Текст постоянно дополняется и обновляется, так как приобретаются новые образцы и появляются новые материалы.

Все выложенные здесь и многие другие тетради, Вы можете детально рассмотреть в каталоге музея в товарной группе тетради, также Вы можете прочесть исторические справки по некоторым производителям в разделе "Статьи" или История фабрик

Продолжение (часть II) здесь: «Часть II. Тетради до революции. Производитель – оптовик – магазин: «под фирмою покупателя» и с любой из 25 линовок.»

Текст: Игорь Зайцев